Подростковая психотерапия


Переход из детского в подростковый возраст сопряжен в большинстве случаев кризисом развития.

Подросток уже сам не считает себя ребенком и в то же время не может в полной мере взять на себя обязанности и ответственность взрослого.

Система ценностей детского возраста претерпевает изменения во внутреннем мире подростка, находясь в постоянном «метании» и выборе будущего пути развития, обучения и взросления – и это, как правило, вызывает сложности при взаимодействии подростка со взрослыми, к котором подросток питает порой противоречивые чувства.

Переход из детства во взрослую жизнь одновременно «манит» и настораживает, а порой и пугает подростка, будь то юноша или девушка.

Психологическая работа с подростками включает в себя профилактику и коррекцию нарушений формирования личности, лечение психических и соматических последствий проблем адаптации и психической травмы, коррекцию системы ценностей, смыслов, потребностей, желаний, притязаний, а также образа жизни.

Психотерапия подростков направлена на обнаружение и устранение причин и условий травмы, поиск оптимальных методов обучения, перевоспитания, преодоления у подростка неправильного отношения к себе (неуверенность, заниженная самооценка, чувство собственной несостоятельности, несформированность чувства собственного достоинства, независимость суждений, выбор индивидуального пути), а также принятие позиции равенства прав и возможностей при построении межличностных отношений.

Для подростка остро стоят вопросы:

· безопасность существования – отсутствие понимания и защиты в семье и в «мире взрослых»;

· выбор направления и путей развития – кем и (или) как я стану в будущем;

· преодоление стресса – покидая родительское «гнездо» приходится сталкиваться с агрессивной средой;

· решение проблем – появляется потребность ориентироваться в обществе и соответствовать его законам;

· внутренний конфликт – дискомфорт в представлениях о себе (негативное, отрицательное, пугающее) и о мире (тревожное, беспокойное, нестабильное);

· регуляция и управление собой – не выработаны или не отлажены регуляторные личностные механизмы (вместо них часто паника или агрессия).

Цель подросткового психотерапевта – помочь заблудившемуся подростку выйти на дорогу взрослой жизни.

Психотерапевт оказывает помощь и поддержку дезадаптированного подростка, вступающего в мир взрослых отношений.

Психотерапия подростков учитывает внешние факторы среды и личностные особенности самого подростка.    

Направленность и интересы, способности и ориентация, цели и потребности, уровень интеллекта и культуры – все это позволяет облегчить (при умелом применении) адаптацию подростка в реальной жизни, помочь ему определиться в ней, живя с удовольствием и максимально эффективно, как для себя, так для окружающих и общества в целом.